Память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова Православная Церковь празднует 12 февраля. Святители жили в IV–V вв., когда происходили столкновения христианской и языческой традиций. В борениях и смуте перерождался старый мир. Издание указов о веротерпимости, запрещение жертвоприношений, закрытие и запрет посещения языческих храмов под страхом конфискации имущества и даже под угрозой смертной казни были бессильны, и уже за церковной оградой шла прежняя языческая жизнь. Это была эпоха крайностей и общего мировоззренческого беспорядка.
В такое сложное время проповедовали три Святителя религию аскезы, самоотвержения и высокой нравственности, принимали участие в борьбе с ересями и решении споров о Святой Троице, толковали Священное Писание и произносили пламенные речи в память мучеников, активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры в Византийской империи. Православная Церковь и в наши дни служит Литургии, основы которых – анафоры составили Иоанн Златоуст и Василий Великий. Все три Святителя стояли у истоков зарождающейся литературной традиции, принимали участие в поисках нового поэтического образа.
Эти три Святителя жили еще в IV веке, но отмечать их общий праздник начали только в XI столетии. Память каждого из них праздновали и раньше, а в XI ст., в царствование императора Алексея Комнина в Константинополе, столице Византийской империи разгорелся спор о значении Трех Святителей среди «самых искуснейших в красноречии и образованных людей». Некоторые выше ставили Василия Великого, иные - Григория Богослова, а еще одни - Иоанна Златоуста. И тогда митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу, выдающемуся песнописцу тех времен явились эти иерархи, заявили о равенстве своем пред Господом и повелели память их праздновать в один день, сочинив гимны для всеобщего последования. Мавропод после этого видения составил им на 30 января службу, потому что в этом месяце вспоминались все трое: Василий Великий - 01, Григорий Богослов - 25, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27. После этого прекратились деления и споры в Восточной церкви.